Директор Института информационных технологий и анализа данных ИРНИТУ Алексей Говорков – в прошлом стипендиат Фонда, продолживший карьеру в родном университете и получивший несколько грантов как преподаватель. Сейчас Алексей развивает новое для Иркутского политеха направление – проект VR-лаборатории.
Алексей, расскажите, пожалуйста, как складывался ваш профессиональный путь?
Окончив школу, я поступил на инженерную специальность, мое базовое образование – инженер-конструктор самолетостроения. На втором курсе меня пригласили работать техником на кафедру, где я начал заниматься настройкой компьютерной техники, 3D-моделированием. После завершения учебы в специалитете мой руководитель предложил остаться в аспирантуре, так я погрузился в научную деятельность, связанную с авиамашиностроением. Но кандидатскую диссертацию защитил не сразу, так как материальное благополучие было тогда в приоритете, – с момента защиты диплома о высшем образовании до получения научной степени прошло шесть лет.
За это время меня увлекло преподавание. Во-первых, это творческая и разнообразная деятельность, ведь даже если ты ведешь одну и ту же дисциплину, все равно готовишься, продумываешь новые подходы, а значит развиваешься. Второй момент — у преподавателя в силу особенностей графика есть свободное время, и если он правильно им распоряжается, то остается достаточно пространства для саморазвития.
После получения кандидатской степени я поступил в магистратуру на менеджерскую специальность. Не столько чтобы получить новые знания, сколько для закрепления компетенций руководителя. В первый же год, узнав о стипендиальном конкурсе из университетской афиши, я подал заявку, прошел отбор и победил. Затем принял участие в четырех Школах Фонда. Сначала как магистрант, потом, после окончания магистратуры, я в течение года стал руководителем магистерской программы по авиационному направлению и приезжал как грантополучатель. На третьей Школе я был уже не инициатором проекта, а помогал как наставник.
Затем я прошел школу наставников от СКОЛКОВО и сегодня возглавляю институт информационных технологий и анализа данных Иркутского политеха. Сейчас я работаю над проектом VR-лаборатории – это новое направление для университета, и текущая должность позволяет мне продвигать его уже на административном уровне.
Какими профессиональными достижениями вы особенно гордитесь и как планируете их развивать?
Я работаю в сфере высшего образования 20 лет, и за это время получил разноплановый опыт. Например, был директором технопарка и в рамках гранта занимался запуском инновационной деятельности в университете. Также у меня есть опыт научной деятельности, так как это обязательная составляющая работы в вузе. Практически три года я возглавлял управление научной деятельности в университете, а это внутренние гранты, новые конкурсы, поддержка научных деятелей, аспирантов, стажировки, научные журналы.
И, наконец, с учетом опыта работы руководителем образовательной программы я разбираюсь в образовательных стандартах. Эти три кита – наука, инновации, образование – полностью реализованы в моем карьерном треке, и я этим горжусь. Приятно, что я знаю ответы на многие вопросы, даже если это не в моей текущей компетенции.
Что касается моих личных профессиональных задач, мне хотелось бы повысить уровень IT в нашем регионе. Потому что существует проблема как со стороны организации образовательного процесса, так и со стороны студентов – необходимо понимать почему у них не всегда есть мотивация развиваться в этом направлении.
У вас большой опыт взаимодействия с Фондом: вы становились стипендиатом, когда учились в магистратуре, неоднократно получали грант уже в качестве преподавателя. Расскажите, как и когда вы стали частью сообщества потанинцев?
Все началось со студенческой стипендии. Я спонтанно подал заявку на конкурс 2014-2015: готовил ее быстро, тезисно описал идеи, которые были в голове, и все получилось.
Второй конкурс был на получение гранта Фонда в качестве преподавателя в 2017 году. Я ставил задачу оценить уровень развития проектной деятельности в магистратуре. Результат был отрицательным с той точки зрения, что для магистрантов с двухлетним уровнем подготовки проектная деятельность сложно применима в виду ряда причин, например, потому что они, как правило, работающие люди. Но эффект был в том, что для текущей магистратуры я внедрил сквозное проектирование, когда одна дисциплина логически встраивается в следующую, и к четвертому семестру студенты подходят с практически готовой выпускной квалификационной работой.
В 2019 году я получил еще один грант на создание виртуальной лаборатории в авиастроении. Когда мы выиграли конкурс, началась пандемия, но проект как раз и заключался в том, чтобы предоставить возможность студентам освоить инженерные компетенции дистанционно. Он состоял из трех частей: первая – создание окружений, моделей и сценариев, это мы делали сами с моим аспирантом. Вторая часть – написание программы, работа с виртуальной реальностью, здесь я привлек подрядчика. А третья часть – покупка виртуальных очков за счет грантовых средств. В итоге у нас получился тренажер, на базе которого мы проводим лабораторные работы.
Параллельно с этим я подал заявку на участие в конкурсе «Практики личной филантропии и альтруизма». Идея проекта возникла у нас с коллегами совместно. Мы подумали: давайте сделаем мероприятия для школьников, чтобы популяризировать инженерную деятельность. Решили пойти двумя путями: первое – обучение 3D-моделированию, второе – создание из моделей реальных объектов – 3D-ручек и 3D-принтеров. Я приобрел принтеры и показал школьникам, как на них работать. Но 3D принтеры скорее подходят ученикам старших классов, а ведь младшие тоже должны быть вовлечены в изучение инженерной деятельности! Для них мы решили проводить творческие мастер-классы с использованием 3D-ручек.
Сейчас работаю над реализацией четвертого проекта. Если честно, написал я заявку очень быстро: когда я заканчиваю проект, у меня параллельно возникает идея для следующего.
Как продвигается работа? По каким критериям вы будете оценивать успешность проекта?
Сейчас у меня заканчивается разработка сценариев и согласование их между собой. В январские праздники планирую начать запись в студии. В первую очередь хочу записать лекции на русском языке, а затем подготовить англоязычную версию. Самым сложным для меня оказалась подготовка сценариев. Я не писатель, а сценарий видеоролика должен быть рассчитан минут на пять и при этом включать все основные моменты. Я учусь на примере Питерского и Томского политехов, надеюсь, к концу декабря завершу эту часть.
Успех проекта для меня будет измеряться количеством слушателей, которые заинтересуются и запишутся на курс. Еще один критерий – эффективность подачи материала. Если после просмотра условно пяти роликов по пять минут студент поймет, что такое проектирование конвейера на авиастроительном предприятии, в чем его сущность, то тоже буду считать это положительным результатом.
Что дает принадлежность к сообществу потанинцнев в личном и профессиональном планах?
В первую очередь, это люди – с некоторыми мы просто общаемся, с другими выпустили совместные научные статьи. В 2018 году на конференции, которую организовывал Фонд, мы обсудили с коллегами точки пересечения и решили публиковаться. Для каждого преподавателя это ценный опыт, тем более, когда работа коллективная и география авторов шире.
Еще один момент – экспертиза: если мне необходимо дополнительное профессиональное мнение, я знаю к кому обратиться. Благодаря Фонду у меня появились коллеги – единомышленники в Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Москве, Магнитогорске.
Вдохновившись мероприятиями Фонда, я занимаюсь организацией форума для IT-сообщества в Иркутске – «iDigital-38» на базе ИРНИТУ. Это площадка для обмена опытом между государством, бизнесом, обществом. В этом году мы пригласили к участию даже школьников. Я являюсь программным директором мероприятия и провел уже два форума.
Поделитесь, пожалуйста, советами для преподавателей, которые только планируют принимать участие в конкурсах Фонда. Чему, на ваш взгляд, стоит уделить особое внимание при подготовке?
Во-первых, нужно изучить целевую аудиторию проекта и постараться спрогнозировать ожидаемые результаты. В противном случае эксперты увидят, что заявка написана поверхностно, поэтому важно обращать внимание на детали, особенно в планировании.
Второе – не откладывать на потом. Есть желание и идеи – садимся и пишем заявку. Последнюю заявку я написал за два вечера – было что вынести на бумагу.
Третье – попросить кого-то перечитать заявку, потому что большое количество орфографических и пунктуационных ошибок, которые не замечаешь, когда пишешь быстро, могут испортить впечатление, даже если с содержательной точки зрения все в порядке.
Планируете ли вы и дальше участвовать в конкурсах Фонда?
У меня есть одна идея – что-то вроде дорожной карты «от школьника до профессора». Пройдя этот путь, я понимаю, что есть определенные сложности, которые нужно учесть на старте. У меня даже есть слайд из презентации, проработанный на одной из Школ Фонда. Скорее всего следующий проект будет связан именно с карьерным развитием человека в научной среде. О реализации я пока только задумываюсь, но мысль приходит в процессе.