Развитие Болонского процесса в России не обходится без трудностей. Основные болевые точки магистратуры обсудили представители профессионального сообщества на итоговом заседании первого дня конференции «Магистратура ++: программируя образование будущего». Сессия строилась по принципу «открытого микрофона»: любой желающий мог взять слово.
Среди наиболее острых проблем преподаватели отметили отсутствие у студентов реального желания учиться. Отсюда возникают вопросы о том, что заставляет людей идти в магистратуру, стоит ли тянуть туда студентов сразу после бакалавриата, и что важнее – количество магистрантов или их качество.
И в обществе, и в самой академической среде все еще присутствует восприятие бакалавриата как недовысшего образования. В качестве основного аргумента приводится тот факт, что без магистерского диплома нельзя поступить в аспирантуру и занимать ряд должностей. Поэтому многие идут в магистратуру по накатанной дорожке, зачастую под давлением родителей, не разобравшись до конца в собственных потребностях и склонностях. Особенно это касается юношей, которые в стенах вуза «прячутся» от армии.
В результате на первое место выходит не жажда знаний, а получение диплома. Во многом мотивация зависит и от того, кто платит за обучение: если родители или работодатель – она почти нулевая, если сам магистрант – он относится к процессу более ответственно.
Большинство участников дискуссии считают, что между бакалавриатом и магистратурой должен быть хотя бы небольшой перерыв, который дает человеку возможность поработать, приобрести определенные навыки и более осознанно подойти к планированию своей образовательной и карьерной траектории. В Германии, например, средний возраст студентов не 17-18, а 22-25 лет, там люди серьезно думают о том, нужно ли им высшее образование или нет, рассказал один из выступавших.
Однако есть опасность, что человек, который пошел на работу после бакалавриата, уже не захочет возвращаться на студенческую скамью, поэтому брать студентов надо «тепленькими», возражали оппоненты. Ведь сами вузы заинтересованы в достаточно высоком спросе на магистратуру, и предъявляют к магистерским программам определенные количественные требования по привлечению абитуриентов, в том числе на платной основе. К тому же нельзя забывать о физиологических возможностях организма, который лучше усваивает информацию в более молодом возрасте.
Решение этой дилеммы эксперты видят в том, чтобы уже с первых ступеней высшего образования основной акцент в подготовке студентов делать не на профессиональных компетенциях, а на умении учиться и стремлении постоянно расширять объем своих знаний.
Беспокоит представителей вузов и растущий объем бюрократических требований, которые отвлекают от собственно преподавательской деятельности. «Чиновничья карусель замучила. Профессора не студентов учат, а бумаги пишут», - сетуют они.
Еще одной болевой точкой является проблема финансирования. Доцент в среднем по России получает 30 тысяч рублей, тогда как ректор – в десятки раз больше, стипендия магистранта – около 3 тысяч, при этом многие уже имеют семьи. В таких условиях мотивация преподавателей тоже оставлять желать лучшего («как платят, так и учим»), а на кафедрах идет феминизация, потому что мужчины уходят работать в другие сферы, где денег намного больше. К тому же, контракт с преподавателем нередко заключается на 1-2 года, хотя по закону должно быть 5 лет. При таком горизонте планировать серьезные магистерские программы весьма затруднительно.
Без материальной поддержки магистратуре в современных условиях развиваться почти невозможно, резюмировали участники заседания.