Назад

Стань своим в России

Студенты помогают детям мигрантов адаптироваться в России

Лауреат конкурса вузовских команд в рамках XIV Школы Фонда Потанина, 2016 год

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

Команда проекта: Аверкина Светлана Николаевна (руководитель проекта), Дмитренко Наталия Пятрасовна, Коршунов Дмитрий Сергеевич, Чичерина Юлия Владимировна

Цели и задачи:

- создание в НГЛУ молодежной волонтерской площадки для изучения современных нижегородских школ как мультикультурной среды;

- подготовка добровольцев из среды студентов, владеющих методикой преподавания русского языка как иностранного и знанием основ межкультурной коммуникации, для работы с детьми-мигрантами, представителями их семей и педагогами нижегородских школ, столкнувшихся с проблемой преподавания в мультикультурной образовательной среде;

- организация серии мероприятий, направленных на развитие толерантности в среде «принимающей» и «входящей» культуры.

Проблема адаптации мигрантов из стран ближнего зарубежья (в первую очередь, азиатских государств СНГ) хорошо знакома крупным городам России, и Нижний Новгород – не исключение. В столице Поволжья более 160 школ, часть из них – в районах, где сосредоточено большое количество приезжих. Школы там могут насчитывать до 50% детей, плохо говорящих по-русски. При этом специальных учебных программ работы со смешанными классами не существует, они рассчитаны на преподавание русского языка как родного и не учитывают особенностей иностранных школьников. Из-за языкового барьера детям мигрантов трудно усваивать материал, они начинают отставать от одноклассников, это провоцирует психологические комплексы и мешает ассимилироваться в новой культуре.

Авторы проекта разработали два учебных пособия для младших классов – «Орфографическая тетрадь» и «Читаем вместе». Первый тираж (100 экземпляров) распределен между школами с высоким процентом учеников-мигрантов. К методическим материалам прилагаются аудиозаписи – каждое упражнение сопровождает звуковая дорожка, чтобы ребенок мог одновременно тренировать русский язык на слух. Ведется подготовка аналогичных пособий по другим учебным дисциплинам. Их могут использовать и русскоговорящие школьники, которым также присущи пробелы в знаниях – неправильная постановка ударений, незнание литературных норм.

Актуальность и необходимость таких пособий подтвердили школьные учителя на круглом столе, который прошел в НГЛУ 23 мая 2017 года в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры. В нем также приняли участие студенты, зарубежные филологи-слависты, журналисты. В том же году проект был представлен на международных конференциях по славистике и русистике в университете города Задар (Хорватия) и Белграда (Сербия). В сентябре 2019 года планируется проведение на базе НГЛУ научно-практического семинара по методике работы с младшими школьниками-мигрантами.

Конференции, тренинги и семинары – важная часть проекта, который направлен не только на языковую адаптацию, но и на воспитание толерантности, создание комфортных условий для иностранцев среди сверстников, соседей, окружения, а также на подготовку специалистов, умеющих грамотно взаимодействовать с такими детьми и их родственниками.

В 2016 году в рамках инициативы открыта НКО «Евразия XXI век». За время своей деятельности организация получила три гранта на изготовление печатной продукции, помогающей мигрантам адаптироваться в российской языковой и правовой среде. Также напечатан справочник для самых маленьких – для дошкольников, прибывших с родителями-мигрантами в РФ.

Опыт НГЛУ и учебные пособия, разработанные в ходе реализации проекта, могут пригодиться другим регионам в решении одной из самых насущных социальных проблем современности. В привлекательных для миграции странах, уже вырастают целые поколения молодых людей, чуждых «принимающей культуре». Эти процессы давно охватили Европу и через несколько лет докатятся до России. В таких условиях консультанты, сопровождающие детей мигрантов, будут очень востребованы, прогнозируют авторы проекта.

Официальный сайт НКО «Евразия XXI век»: http://eurasia21st.ru

Похожие практики

Научиться у личности
Опытным путем
+500 доноров
Научная реанимация