Назад

Наталия Беляева: «Во время обучения я думала о том, как помочь коллегам в их работе»

Наталия Беляева – победительница конкурса профессионального развития Фонда Потанина и сотрудница центра «Пространство общения» (г. Москва). В интервью Наталия рассказывает в работе с детьми и молодыми людьми с различными особенностями, отмечает важность альтернативных и дополнительных методов коммуникации, делится впечатлениями от обучения эрготерапии и рассуждает о миссии специалистов некоммерческого сектора.

Наталия, расскажите, пожалуйста, подробнее о центре «Пространство общения», в котором вы работаете. На чем он специализируется?

«Пространство общения» — один из уникальных центров, выросших в свое время из тесного сотрудничества родителей и специалистов. У нас занимаются дети и молодые взрослые с различными нарушениями – их объединяет потребность в альтернативной или дополнительной коммуникации.

Центр стал самостоятельным в 2017 году. Я работаю в нем куратором-супервизором программы ранней помощи в формате домашнего визитирования «Уверенное начало» для детей от 0 до 3-х лет. Специалисты приезжают к семьям домой, чтобы помогать родителям взаимодействовать со своими детьми с особенностями развития в повседневных делах. Когда дети достигают трехлетнего возраста, мы выпускаем их из программы. В какой-то момент семьи наших выпускников стали спрашивать: «Какие есть подходящие занятия для наших детей?». Благодаря этому родилось направление детско-родительских групп для детей старше трех лет, и я взяла эту часть работы на себя. Сейчас мы ведем такие группы вместе с коллегами. Для детей 3-4-5 лет проводятся детско-родительские занятия при поддержке специалистов. Вырастая, ребята переходят в группы без участия родителей, где у каждого ребенка есть свой сопровождающий педагог.

Также у нас есть уже взрослые ребята, которые ходят на свои группы. У них вводятся другие «активности»: например, они ходят в магазин, покупают продукты, сами себе готовят – это становится подготовкой к самостоятельной жизни. В этом состоит наша миссия. Мы учим ребят базовым навыкам обычной жизни, чтобы они могли сами посещать кафе, пользоваться услугами, ходить в магазины, ездить на экскурсии. Практика в этом плане учит лучше всего. А заодно и общество учится взаимодействию с людьми с особенностями развития.

В чем специфика вашей профессиональной деятельности? Почему вы остановили свой выбор именно на этой сфере?

В направлении ранней помощи я работаю уже шесть лет. В самом начале я не знала ничего про раннюю помощь, ее в принципе не существовало. Это меня и заинтересовало – специальная направленность, возможность развивать что-то новое. Я провела много часов в обучении, мне хотелось попробовать в это погрузиться, очень понравилась программа, педагоги, которые нас учили, руководители, которые стали ее реализовывать. Сформировалось особые отношения между коллегами, между директорами и учениками, между командой и семьями, с которыми мы работали. Такого я не встречала нигде.

Сейчас моя работа состоит из нескольких частей. В основном я работаю куратором-супервизором в направлении домашнего визитирования ранней помощи, но и сама веду семью – мне кажется важным, чтобы куратор-супервизор имел навыки специалиста, иначе не совсем понятно, как происходит взаимодействие. Как ты поймешь коллег, если только руководишь, а сам в этом не участвуешь?

В этом году я закончила годичные курсы повышения квалификации по эрготерапии, и в следующем году эту область тоже буду включать в работу.

Вы приняли участие в конкурсе Фонда, направленного на профессиональное развитие сотрудников НКО. Какие задачи ставили перед собой? С какими трудностями столкнулись?

Обучение, на которое я подала заявку, было моей профессиональной мечтой, при этом я понимала, что финансово не смогу его осилить. К тому же, обучение проходило в другом городе, это казалось чем-то недостижимым.
Когда директор организации сделал рассылку про конкурс среди специалистов, я поняла, что это подходящий момент, чтобы попробовать. Пришлось потрудиться над заявкой, но я понимала для чего это делаю, поэтому все получилось.
Если говорить о сложностях, могу дать совет другим участникам заранее позаботиться о подтверждающих письмах для заявки. Получилось, что я начала заниматься ими довольно поздно, и это стало стрессовым моментом. Последнее письмо было готово буквально за несколько часов до окончания срока подачи заявок. Конечно, была возможность подаваться на следующий цикл, но мне хотелось успеть все сделать, как запланировала. Рада, что так и вышло.

Оправдались ли ваши ожидания от обучения? Есть моменты, которые запомнились больше всего?

Победа в конкурсе дала мне возможность получить более углубленное понимание собственной деятельности. В процессе обучения эрготерапии я получила важные навыки, и мои ожидания полностью оправдались. Обучение проходит с максимальным погружением: мы как будто ощущали, что чувствует человек с той или иной степенью ограничений.

У нас был тренинг с использованием инвалидных колясок – это было зимой, в Санкт-Петербурге уже начались снегопады, и мы пытались преодолевать поребрики, колодцы. Такой опыт просто переворачивает мировосприятие.

Вообще направление эрготерапии – это про жизнь человека. Про то, что ему важно, чего хочется, что мешает. Работая эрготерапевтом, ты должен постоянно быть на стороне своего клиента, вставать на его место. Важно услышать человека, понять его желания и помочь их реализовывать.

Уже получилось применить полученные навыки на практике?

Да, еще на этапе сдачи экзаменов, которые включали практическую часть, – нужно было найти клиента и провести с ним эрготерапевтическую работу. Также необходимо было разработать социальный проект, полезный другим специалистам и организациям.

Кроме того, сейчас в нашем центре есть новые группы ребят с двигательными нарушениями – нужно уделять внимание позиционированию, настройке повязок, доработке этих повязок. У нас очень много таких задач, и есть большое поле для реализации. В следующем году я планирую и дальше адаптировать свои знания, создавать подходящую среду для занятий.

Планируете ли вы как-то масштабировать опыт, полученный во время стажировки?

Проект, который я защищала, одобрили, я планирую разместить его на сайте организации и пригласить других специалистов воспользоваться разработанным методическим пособием. Еще я собираюсь провести вебинар в рамках этой темы, а дальше – участвовать в конференциях по теме эрготерапии и альтернативной дополнительной коммуникации и как слушатель, и как спикер.

Во время обучения я думала о том, как помочь коллегам в их работе. Я обучалась не только для себя, но и для своих команд: команды ранней помощи и всей команды центра. Это станет моим вкладом в развитие специалистов, с которыми я работаю.