Традиционные боевые искусства считаются одними из самых подходящих и эффективных видов спорта для детей с особенностями ментального развития. Среди них – адаптивное тхэквондо ГТФ, которое активно развивается в России с 2018 года. Именно тогда в Москве открылась первая группа, в которой тренировались всего 6 спортсменов. Постепенно практика начала масштабироваться, и на сегодняшний день более 700 детей и подростков с особенностями ментального развития занимаются этим видом спорта почти в 40 городах России.
Адаптивное тхэквондо ГТФ – бесконтактный спорт, где дети изучают блоки и удары, но не применяют их на практике в спаринговых боях. Спортсмены сдают аттестации на пояса, участвуют в инклюзивных тренировках, соревнованиях и сборах, тем самым улучшая не только свои физические возможности, но и социальные навыки.
Фонд поддержал ряд проектов по адаптивному тхэквондо ГТФ в рамках конкурса «Спорт для всех» программы «Сила спорта», среди них – «Инклюзивная академия тхэквондо» и «Адаптивное тхэквондо - больше, чем спорт». Тренеры этого направления, Вячеслав Майсерик и Анастасия Синдеева, рассказали о своей работе и о том, что их вдохновляет.
Вячеслав Майсерик, мастер спорта международного класса по тхэквондо ГТФ, кандидат технических наук, основоположник адаптивного тхэквондо ГТФ в России. В 11 лет стал самым молодым обладателем черного пояса в России, в 2011 году основал Московскую Школу Боевых Искусств.
Вячеслав, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к тренерской работе?
Я сам в прошлом достаточно успешный спортсмен: 11-кратный чемпион мира, 9-кратный чемпион Европы, многократный абсолютный чемпион России. Еще выступая, я начал тренировать – обычные группы, не адаптивные. В это время у меня уже была своя школа, и однажды к нам обратилась женщина с просьбой записать в нее сына. Она предупредила, что спортсмен с особенностями, поэтому его не берут в другие секции, но ему очень хотелось бы заниматься.
У нас не было никаких знаний в этой области, но мы восприняли эту просьбу как своеобразный вызов и решили попробовать. Сначала в индивидуальном порядке, а затем через какое-то время Макс – так зовут спортсмена – начал вместе со всеми ездить в спортивные лагеря, участвовать в аттестации на пояса и соревнованиях. В 2018 году мы узнали, что в Аргентине проводится чемпионат по адаптивному тхэквондо ГТФ, и я устроил сбор средств, потому что соревнования достаточно дорогостоящие. Необходимую сумму мы собрали, очень долго готовились к этой поездке, тренировались, и в итоге Максим стал первым российским спортсменом, который выиграл чемпионат мира по адаптивному тхэквондо ГТФ.
По приезде с чемпионата я решил, что мы будем развивать это направление, и уже в сентябре 2018 года в Москве открылась первая группа по адаптивному тхэквондо ГТФ, в ней занималось всего 5-6 человек. Уже через три или четыре месяца в декабре мы провели первое соревнование в рамках новогоднего турнира Московской школы боевых искусств.
— Как строится работа в рамках проекта «Инклюзивная академия тхэквондо»? В чем, на ваш взгляд, его основная ценность?
Работа очень увлекательная, потому что это новые возможности и новые перспективы для тренеров, ребят и их родителей. Наши спортсмены адаптивного тхэквондо ГТФ занимаются в инклюзивных группах, посещают тренировки несколько раз в неделю. Конечно, они смотрят на тех, кто добился результатов в спорте, хотят подражать им и выполнять задания так же качественно. Выполняют они те же самые упражнения, что и подготовленные спортсмены, поэтому достаточно быстро прогрессируют. Очень важно и то, что они становятся более коммуникабельными. Поскольку адаптивное тхэквондо ГТФ в нашей школе развивается уже достаточно давно, другие спортсмены знают, как себя вести с детьми с особенностями развития. Они поддерживают их, помогают и советуют, становятся с ними в пары для отработки упражнений, что, конечно, еще позитивнее влияет на результативность ребят.
— Почему для работы с детьми с особыми потребностями было выбрано именно тхэквондо ГТФ? В чем преимущество этого вида спорта?
Тхэквондо ГТФ – уникальный вид спорта для детей с особенностями ментального развития. Во-первых, он предполагает некоторую ритуальность. Спортсмен заходит в зал, делает поклон, жмет руку тренеру, то же самое делает в конце тренировки, что позволяет выработать определенные механизмы.
Во-вторых, в тхэквондо ГТФ есть такая дисциплина как хьёнг – комплекс упражнений, который спортсмен делает один. Он повторяет движения из тренировки в тренировку, нарабатывает свое мастерство. Действия бесконтакты, что позволяет поработать с координацией, повысить резкость и выносливость, а также улучшить память. Для аттестации на синий пояс, к примеру, нужно запомнить порядка 40 движений. Также в тхэквондо ГТФ есть разные уровни нагрузки – низкоинтенсивная, среднеинтенсивная, высокоинтенсивная. Чередование этих нагрузок ведет к потрясающим результатам.
Присутствует в тхэквондо ГТФ и такой немаловажный фактор, как система мотивации, а именно система поясов. Одно дело, если мы спросим взрослого человека, почему ты стал лучше, и он ответит: потому что сегодня я отжался 25 раз, а вчера отжимался всего лишь 20. Детям же в принципе сложнее оценить свой прогресс. А когда у тебя есть какая-то вещь, например, пояс, который ты можешь потрогать, надеть на себя и понять, что ты стал на шаг ближе к черному, это очень мотивирует. Да и правила в тхэквондо ГТФ достаточно простые, запомнить несложно.
Анастасия Синдеева, двукратная чемпионка России по тхэквондо, основатель Федерации тхэквондо ГТФ по Тульской области.
— Анастасия, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к тренерской работе?
К тренерской деятельности осознанно я пришла тогда, когда пришлось поменять место жительства. Из Московской области переехала в Тульскую и поняла, что здесь моего собственного ребенка некому тренировать, поэтому стала заниматься этим сама. Пришлось начинать с нуля, но все пошло очень быстро, потому что эта ниша свободна – в Тульской области вообще мало спорта по сравнению с Московской. Два года назад вслед за московскими коллегами мы решили попробовать набрать адаптивные группы для детей и взрослых с особенностями ментального развития. Почему я посчитала, что смогу этим заниматься? Наравне с тренерским образованием, у меня также есть образование педагога-психолога. Я посчитала, что справлюсь с задачей, так как эта дисциплина смежная – околоспортивная и околопедагогическая.
— Как происходит подготовка тренера, работающего с детьми ограниченными возможностями здоровья? Какие компетенции и мягкие навыки играют ключевую роль в этом направлении?
Образование несомненно на первом месте – либо хорошее тренерское, либо педагогическое. И на эти два столпа уже можно нанизывать различные курсы повышения квалификации в области адаптивного спорта и психологии, чем все тренеры, которые работают с детьми с ментальными особенностями, и занимаются. Я стараюсь не пропускать возможности научиться чему-то, даже если понимаю, что курсы будут вести преподаватели, которых я уже многократно слышала.
Второй момент – необходимо самому быть в очень хорошей физической форме. Тренер, который занимается с детьми с особенностями ментального развития, должен выполнять все упражнения, которые он предлагает, и выполнять их безупречно. Если в группе с норматипичными спортсменами можно сказать: тяни ногу вверх или бей сильней, то в группах со спортсменами с ментальными особенностями это работает по-другому. Нужно именно показать, как делать каждое упражнение, и повторить самому столько раз, сколько хочешь, чтобы сделал ребенок.
— Что вдохновляет вас в тренерской работе? В чем вы видите основную миссию специалиста, работающего с детьми с ментальными особенностями?
Вдохновляют сами спортсмены и их успехи. Они заключаются для меня не только в медалях и званиях, которых у моих спортсменов уже много. Больше всего я вдохновляюсь результатами, которые не связаны непосредственно со спортом. Это прогресс в социализации, в коммуникации, какие-то новые интересные моменты для детей, с которыми они сталкиваются благодаря занятиям тхэквондо ГТФ.
Например, могу рассказать такой случай: в июле этого года мой спортсмен выступил на кубке СНГ в Кыргызстане. Он хорошо справился со своей программой и взял два первых места, став абсолютным чемпионом по адаптивному тхэквондо ГТФ, хотя это далеко не самый спокойный спортсмен, скорее наоборот – спортсмен-настроение. Но впечатлило меня не это, а небольшая ситуация, которую я наблюдала. Пока этот ребенок ждал награждения, он познакомился с обычным мальчиком. Наш спортсмен хотел пообщаться с ним, попрыгать, побегать, повеселиться. И в какой-то момент я поняла, что тот второй ребенок не понимает, что у него есть какие-то особенности. Я вдохновилась этим гораздо больше, чем нашими медалями. Иногда кажется, что работа непростая, но, когда наблюдаешь подобные моменты, получаешь такой заряд мотивации, что хочется продолжать и дальше не смотря ни на что.