Назад

Ольга Сашнина: «Без разницы, насколько маленький у нас музей – для фундаментальной науки размер помещения не важен»

Ольга Сашнина – автор проекта «Виртуальный маастрихт Приамурья и другие динозавры России» – победителя конкурса «Музей 4.0»

Ольга Сашнина – заведующая палеонтологическим музеем Института геологии и природопользования Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИГиП ДВО РАН), автор проекта «Виртуальный маастрихт Приамурья и другие динозавры России» – победителя конкурса «Музей 4.0».

Ольга, вы реализуете исследовательские проекты, посвященные популяризации динозавров. А с чего начался ваш интерес к палеонтологии?

Так вышло, что в моей трудовой книжке всего две главные записи. Почти 20 лет я проработала в Амурском областном краеведческом музее им. Г.С. Новикова-Даурского, а 14 лет назад пришла в Институт геологии и природопользования, в Палеонтологический музей. При этом я окончила физико-математический факультет Благовещенского государственного педагогического института и ни о каких динозаврах никогда не думала. Нас, студентов-физиков, не особо интересовали другие сферы научных знаний.

Отработав после окончания института три года в школе, в 1991 году я пришла в краеведческий музей на должность лаборанта. Через два месяца меня перевели в младшие научные сотрудники фондового отдела, а затем я стала заведующей методическим отделом. За период такого карьерного роста я изучила музейную работу «от кончика носа до кончика хвоста», как мы говорим о динозаврах.

В 2009 году начались изменения в музейной сфере всей страны. Затронули они и наш музей – его структура поменялась, выставочный отдел объединили с экспозиционным. В результате таких реформ из музея уволились многие опытные сотрудники. Я осталась работать в экспозиционном отделе и занималась описанием этнографической коллекции из фондов музея. Тогда-то я написала свою первую заявку на грант с проектом реставрации костюма черного эвенкийского шамана. Кафтан шамана – один из самых уникальных музейных предметов Амурского областного краеведческого музея. Позже меня пригласили работать в музей динозавров, и я приняла предложение. Хотя на тот момент не могла отличить хвостовой позвонок динозавра от шейного.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о музее динозавров.

Музей основан в 1997 году. Его основная миссия – популяризация крупной коллекции остатков динозавров (более 4 000 единиц хранения), собранной на местонахождениях Амурской области, которая является частью национального достояния страны. Все находки хранятся в лаборатории палеонтологии Института геологии и природопользования ДВО РАН. Мы занимаемся ее популяризацией. Большая часть собрания – это кости растительноядных утконосых динозавров, т.е. гадрозавров, обитавших на планете в конце мелового периода мезозойской эры маастрихтского века (65 млн лет назад).

Наша экспозиция «История динозавровых местонахождений Амурской области» расположена в помещении около 60 кв. метров на первом этаже жилого пятиэтажного дома. В ней: подлинные кости динозавров, найденные в разное время в различных районах области, подробные аннотации к ним, информация и иллюстративный материал об истории палеонтологических исследований в Приамурье с 1902 года и до сегодняшнего дня.                           

В 2009 году, когда я только пришла работать, музей располагался в том же помещении, что и сейчас. В нем стояли столы, на которых лежали кости динозавров, а рядом на стойках размещались информационные щиты. Это было помещение бывшей технической библиотеки института. На тот момент наш штат состоял из двух человек – меня и Веры Ивановны, бывшей заведующей. Она – заслуженный работник культуры, всю жизнь проработала в краеведческом музее, а когда вышла на пенсию – «пришла» к динозаврам. Мы с Верой Ивановной сами покрасили стены, за что нас немного ругали, говорили: «Смотрите только гвозди не забивайте». Но мы, конечно, забивали. И со временем обжили это пространство. Руководство нашей организации тоже нам помогало, даже немного увеличили нам площадь, сделав пристройку 12 кв. метров. Со временем мы стали активно развивать музейную деятельность, разрабатывая различные проекты. Участвовать в различных мероприятиях городского, областного, общероссийского и международного масштаба.                      

Расскажите о проектной деятельности. Какие инструменты вы используете в работе, каких результатов удается достичь?

Ежегодно мы придумывали и осуществляли какой-то проект и продолжаем это делать. Это не всегда грантовая история. Чаще всего это был своеобразный план действий, который приводил к созданию интересного и востребованного музейного продукта или услуги. Каждому проекту придумывали интересное название, чем он и отличался от обычного плана работы на год. С лекционным проектом «Дети + динозавры = дружба» сотрудники музея побывали во всех детских домах и интернатах Амурской области и впоследствии за его реализацию получили золотую медаль Международной выставки-ярмарки «АмурЭкспоФорум». С большим успехом в Южно-Сахалинске провели Неделю музея, в рамках проекта, который назвали «Динозавры существовали».                                                                                                                                                               

На первом музейном форуме Дальнего Востока в Хабаровске представляли проект «Динозавры с большой дороги», который занял второе место в конкурсной программе форума. Кроме диплома мы тогда получили сертификат на 30 тыс. рублей. На эти деньги сделали квест-игру «Минус 65 миллионов». Были проекты «День рождения Ванюши» (Ванюшей иногда называют динозавра, олоротитана архаринского. «Олоротитан» значит «лебедь гигантский»), «Динозавры в городе» и др. Можно сказать, что мы участвовали, где только возможно, на что хватало идей, времени и средств. Возможно, нескромно считая себя музеем российского масштаба. 

Так в 2013 году мы участвовали в мероприятиях международного научного фестиваля «Научный пикник» в Варшаве. Свои научные исследования там представляла 21 страна. Из России мы были одни. За один день фестиваль посетили 250 тыс. человек. Это даже больше, чем все население нашего города Благовещенска. Понятно, что не все они познакомились с нашей экспозицией, но любителей и знатоков палеонтологии на нашем стенде было много. Наверное, не все то, что мы называли проектами, можно считать таковыми в строгом смысле слова, но это был хороший опыт воплощения своих идей в форму описания, обоснования, логистики, расчетов и т.д. Как известно слово «проект» в переводе с латинского «projectus» – брошенный вперед. Возможно, опыт разработки внутренних проектов, «брошенных вперед» десять лет назад, «приземлился» в 2021 году и помог победить в конкурсе Благотворительного фонда Владимира Потанина.                                                                                            

Ваш проект стал победителем конкурса «Музей 4.0». В чем его основная идея, как решились подать заявку на участие, какие задачи хотели решить и удалось ли?

Мне всегда хотелось победить в конкурсе Фонда Потанина. Для меня это своеобразный «Оскар». Начиная с 2010 года я каждый год писала заявки, один раз выиграла в конкурсе профессионального развития, в рамках которого я проходила стажировку в Биологическом музее им. К. Тимирязева. Кстати, с ними мы тоже разрабатывали один выставочный проект. Он назывался «SOS на птичьем маршруте, или лебедь гигантский прилетел». Но финансовой поддержки тогда не получили, поэтому проект пока не реализован.

В 2021 году возникла идея создания виртуальной коллекции костей динозавров. Пользуясь открытыми источниками «обычному» человеку трудно выяснить, сколько вообще в России видов динозавров. На одном ресурсе 19, но это с синонимами, на другом 14. Есть сайт, который называется «8 динозавров России». На самом деле, в настоящее время в нашей стране обнаружено и описано до 12 видов динозавров. Но какие это виды? Где обнаружены? Хочется иметь достоверную информацию. И если найти ее при большом желании можно, то увидеть кости российских динозавров почти нереально. Большая часть находится в Благовещенске, а это 8 часов от Москвы на самолете, далеко не все могут добраться. Есть Палеонтологический музей в Москве, но там мало остатков именно российских динозавров. Возник вопрос – как людям показать все эти кости? Вот мы и придумали, используя современные инструменты и технологии, сделать 3D-копии. Для этого нужно купить сканер, а это вещь дорогая. Значит, нужен грант. Наша идея заключалась в том, чтобы создать эксклюзивный проект, который на одной интернет-площадке представит обществу палеонтологическую коллекцию костей всех 12 динозавров, но не всех находок, а только типовых экземпляров – тех костей, по которым описали того или иного динозавра.

Идея показалась интересной ученым не только нашего института. В команду проекта вошли ведущие палеонтологи страны, а также, молодые, но уже преуспевшие в этой отрасли научных знаний ученые. Мы работали почти 2 года и создали эксклюзивную виртуальную коллекцию и новый сайт, на котором ее представили. Сайт был запущен 2 июня 2023 года – в день рождения Благовещенска. Надеемся, что этот ресурс будет востребован, интересен и принесет пользу многим людям, которые интересуются темой динозавров.

Расскажите о вашем сайте. Каким вы видите его вклад в развитие российской палеонтологии?

Наш проект называется «Виртуальный маастрихт и другие динозавры России». Ресурс, который мы создали, – «12 динозавров России». Он размещен на сайте Института геологии и природопользования ДВО РАН. Главное на сайте – это коллекция динозавровых костей. В нее вошло 407 единиц. Здесь же изображения и описания самих динозавров, отдельный раздел посвящен палеонтологам – таким образом мы отдали дань ученым-исследователям. О них, кстати, в интернете очень мало информации. Также в структуре сайта есть разделы, посвященные динозавровым местонахождениям, организациям, где хранятся кости. Мы старались собрать и представить потенциальным пользователям сайта только точную и достоверную информацию, подтвержденную различными источниками. Любой желающий, будь то специалист, ученый, студент или просто человек, интересующийся историей нашей планеты, может посетить его и увидеть палеонтологические раритеты прямо на экране монитора. Дополнением стали ссылки на научные публикации по каждой теме. На сайте размещено около 400 фотографий, большая часть которых публикуется впервые и сделана специально для нашего проекта.                     

Команда очень благодарна всем партнерам проекта, которые работали вместе с нами на протяжении всего времени его реализации, и Благотворительному фонду Владимира Потанина за поддержку нашей идеи.

А еще я хотела бы назвать российских динозавров, о которых наш проект и наш сайт. Это: ниппонозавр сахалинский, рябининогадрос Вебера, амурозавр Рябинина, керберозавр Манакина, олоротитан архаринский, кундурозавр, кулиндадромей забайкальский, сибиротитан астросакралис, пситтакозавр сибирский, тенгризавр Старкова, килеск благородный, волгатитан симбирский.

 

Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Про опыт героев фильма «Мануфактура культуры» расскажет новый лендинг
26 декабря 2024

Материалы о проектах и героях, принявших участие в съемках, размещены на сайте factory-film.fondpotanin.ru

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина принял участие в IX научно-практической конференции «Музей в городе – город в музее»
10 декабря 2024

Оксана Орачева приняла участие в сессии «Благотворительные фонды и музеи: чем мы можем помочь друг другу?»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Цикл публикаций о победителях конкурса «Креативный музей»
28 ноября 2024

Конкурс поддерживает партнерские проекты, объединяющие усилия музейных, культурных организаций и творческих предпринимателей

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина выпустил сборник музейных проектов
22 октября 2024

Инициативы получали поддержку Фонда в разные годы

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Оксана Орачева: «Мы за то, чтобы музейные пространства были комфортными, и их команды думали об этом на каждом этапе»
15 октября 2024

В инклюзивном пространстве «Добрый музей», созданном Государственной Третьяковской галереей при поддержке Фонда, прошел митап «Новые смыслы: что дает музеям инклюзия» с участием генерального директора Фонда Оксаны Орачевой

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Наш фильм о работе музеев с индустриальным наследием покажут на фестивале в Новосибирске
27 августа 2024

Показ состоится 30 августа на фестивале «Кремний»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Андрей Кочетков: «У нас накоплена большая экспертная база знаний, которая будет актуальна ближайшие лет десять»
05 июля 2024

Директор Самарского областного историко-краеведческого музея имени П. В. Алабина, победитель конкурса «Музей 4.0» представляет проект «Сохранить как…» 

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
«Добрый музей» готовится принять первых посетителей
27 июня 2024

Государственная Третьяковская галерея в партнерстве с Фондом представляет «Добрый музей»: новое инклюзивное пространство и центр обмена компетенциями

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина провел дискуссию о проектном опыте музеев на форуме «Музейный гид – 2024»
28 мая 2024

Итоги панельной дискуссии «Проектный опыт музея и масштабы развития. Как за инициативой увидеть будущее?» с участием Оксаны Орачевой

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Форум «Музейный гид – 2024» пройдет в Москве в рамках «Интермузея»
20 мая 2024

Фонд Потанина проведет ежегодный форум «Музейный гид» на площадке Международного фестиваля «Интермузей» с 23 по 25 мая

#Музей без границ