С 17 по 19 декабря в Музее Победы прошли итоговые сессии проекта «Музейные маршруты России» Министерства культуры России – всероссийской инициативы, объединяющей выставочные пространства для обмена опытом и создания новых туристических маршрутов.
В ходе пленарного заседания «Музей и аудитория будущего» эксперты обсудили портрет современного посетителя музея: кто приходит в музеи сегодня и что ждет от этого опыта. Отдельное внимание уделили молодежи как непростой, но стратегически важной музейной аудитории.
Дискуссию открыла соосновательница PR-агентства «Бедуш & Маренникова» Елена Бедуш, подчеркнув, что для привлечения в музеи юных посетителей потребуются новые и часто непривычные для культурных институций подходы, позволяющие говорить с молодежью на одном языке.
Директор стратегических коммуникаций Фонда Потанина Юлия Грозовская отметила, что молодежь для музея – больше, чем просто посетители. Это будущие профессионалы, партнеры, волонтеры, носители новых форматов, медиаторы между музеем и цифровой средой. Чтобы создать с этой аудиторией прочную связь, следует учитывать несколько аспектов.
Первый – это соучастие. Когда подросток становится соавтором, музей перестает быть для него чужим пространством. Возникает ощущение ответственности за результат, формируется доверие и лояльность.
Не менее важно развивать интерес к культуре в целом. Привычки формируются рано, и первый опыт походов в музеи в детстве часто определяет, вернется ли человек туда в будущем.
Третий аспект – расширение самих форматов коммуникации. Молодые люди привыкли к цифровой среде, и музеем не нужно бояться экспериментировать. Сегодня мы часто видим примеры, когда музеи дополняют свои «большие» проекты коммуникационными кампаниями со стикерами, мемами или короткими видео, которые потом начинают жить собственной жизнью.
Эти принципы лежат в основе многих музейных инициатив, поддержанных Фондом Потанина, отметила Юлия Грозовская.
Например, проект «Яркие звуки и краски мордовского костюма», в реализации которого участвовали студенты художественных училищ, школьники и местные дизайнеры. Созданная в ходе проекта выставка вышла за рамки музея и стала значимым городским событием для Саранска. Или проект «Музейный старт-ап» в Дворцовом комплексе Ольденбургских, участники которого прошли путь от замысла до реализации собственных музейных продуктов — квестов, сувенирных линий, мини-выставок. А в рамках уже довольно популярного сегодня молодежного фестиваля «Толстой без бороды» классическое наследие Толстого переосмысляется через современные формы: хореографию, видеографию, комикс.
Руководитель музейно-выставочного направления МТС Live Илья Дыбов подтвердил, что молодую аудиторию нужно привлекать через привычные ей форматы, и рассказал об опыте продвижения крупных выставок с помощью онлайн-мероприятий.
Доступность, интерактивность, разнообразие инструментов – те принципы, которые нужно учитывать при создании выставок и экспозиций для подростков, согласилась директор Музея криптографии в Москве и сооснователь проектной школы «Каскад» Лидия Лобанова. Она отметила, что музейные эксперты проходят специальные тренинги, которые помогают им лучше понимать молодежную аудиторию. Это важно, ведь когда музей становится местом, где подросткам комфортно и интересно, они становятся самыми вовлеченными и благодарными посетителями.
Проект «Музейные маршруты России» проводится с 2021 года и стал важной точкой для развития сотрудничества между музеями и формирования единого музейного пространства в нашей стране. Событие объединяет представителей музеев, а также госорганов, экспертов в области культуры, медиа и работы с молодежью.