Назад

Фонд Потанина провел дискуссию о проектном опыте музеев на форуме «Музейный гид – 2024»

Итоги панельной дискуссии «Проектный опыт музея и масштабы развития. Как за инициативой увидеть будущее?» с участием Оксаны Орачевой

В рамках ежегодного форума «Музейный гид – 2024» состоялась панельная дискуссия «Проектный опыт музея и масштабы развития. Как за инициативой увидеть будущее?» с участием генерального директора Фонда Потанина Оксаны Орачевой.

Участники дискуссии обсудили опыт реализации музейных проектов, основанных на стратегическом видении, и поговорили о качественной трансформации, которая происходит в различных сферах – культуре, городской среде, экономике – благодаря таким проектам.

Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева

Фонд с 2003 года поддерживает музеи и музейных профессионалов по всей стране. При этом культурная сфера, как и образовательная, отличается отложенным эффектом – его невозможно измерить моментально. Мы начали спрашивать у коллег, что, на их взгляд, изменилось благодаря вкладу Фонда, и пришли к некоторым выводам. Во-первых, в стране появилось сообщество проектировщиков – людей, которые используют креативный подход, а значит изменения в первую очередь связаны не с музеями, а с людьми. К тому же, музей – это всегда больше, чем музей: это история, связанная с местом, это выход в город и позитивное влияние на социальную среду. Еще один эффект связан с воспитанием готовности рисковать, предлагать нестандартные решения в стандартных музеях. Нашей задачей остается поддержка профессионалов и их экспериментов, которые меняют музейную среду и формируют культуру в нашей стране

Программный директор Дома культуры «ГЭС-2» Алиса Прудникова отметила, как важно проектировщикам задумываться о том, что проект может изменить, и как эти изменения повлияют на городскую среду, другие культурные институции и общество в целом. Навык мыслить масштабно важен для любого музейного специалиста, стремящегося к качественному развитию. По ее мнению, проекты «ГЭС-2» и «Уральская индустриальная биеннале современного искусства» стали уникальными в своем роде, потому что их создатели изначально мыслили шире, чем требовалось. Стремиться к большему, предлагать разные оптики одного и того же – вот элементы успеха современного культурного проекта.

Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева рассказала о том, что музейный комплекс сегодня переживает опыт создания единого центра туризма, который объединит культурные объекты с разной историей и разными видами деятельности. Долгое время для музейной жизни Суздаля основным ориентиром оставалась концепция «Золотого кольца России». Однако запрос и туристов, и местных жителей меняется – в будущем музей планирует развивать проекты, которые будут интегрированы в жизнь города.

Генеральный директор АНО «Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский посад» Наталья Никитина поделилась опытом развития грандиозного коломенского музейного комплекса, который объединяет различные символы городской идентичности. По мнению спикера, для успешной работы с локальным наследием необходимо изучать опорные точки, из которых состоит наследие города, укреплять местное сообщество и расширять границы привычного, выходя за рамки музейных стандартов. Еще один важный момент – умение слышать запросы аудитории и своевременно на них отвечать.

Декан факультета управления социокультурными проектами, проректор по международному сотрудничеству МВШСЭН Ольга Карпова сделала акцент на работе с нематериальным наследием территории, которое необходимо интерпретировать в актуальном контексте. Проектный метод как технология музейного дела в первую очередь связан с непрерывным развитием. При этом задача музеев – не только сохранять и работать с наследием, но и нести ответственность за этот процесс, разделяя ее с аудиторией. Все успешные проекты основаны на поддержке стейкхолдеров – людей, которые живут на этой территории, стремятся узнать ее и не только сохранить свою идентичность, но и рассказать о ней всей стране.

Модератором дискуссии выступила руководитель «Радио «Культура» Ксения Ламшина. По итогам беседы ведущая отметила значимость культурного эксперимента, испытания собственных возможностей музея. Для этого нужна смелость, но именно это помогает новым проектам завоевывать доверие и поддержку аудитории. Таким образом из локальных инициатив вырастают проекты федерального уровня, которые создают условия для качественной трансформации всей культурной сферы.

Форум «Музейный гид» – открытая дискуссионная площадка для музейных профессионалов и специалистов из смежных областей. В этом году Форум проходил с 23 по 25 мая в рамках Международного фестиваля «Интермузей». Участие в деловой программе Форума приняли более 30 специалистов. Познакомиться с полезными материалами, а также изучить проекты, получившие поддержку Фонда Потанина в конкурсном цикле 23/24, можно на официальном сайте форума «Музейный гид – 2024».

Информационный партнер Форума – издание «АртМосковия».

Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина выпустил сборник музейных проектов
22 октября 2024

Инициативы получали поддержку Фонда в разные годы

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Оксана Орачева: «Мы за то, чтобы музейные пространства были комфортными, и их команды думали об этом на каждом этапе»
15 октября 2024

В инклюзивном пространстве «Добрый музей», созданном Государственной Третьяковской галереей при поддержке Фонда, прошел митап «Новые смыслы: что дает музеям инклюзия» с участием генерального директора Фонда Оксаны Орачевой



#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Наш фильм о работе музеев с индустриальным наследием покажут на фестивале в Новосибирске
27 августа 2024

Показ состоится 30 августа на фестивале «Кремний»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Андрей Кочетков: «У нас накоплена большая экспертная база знаний, которая будет актуальна ближайшие лет десять»
05 июля 2024

Директор Самарского областного историко-краеведческого музея имени П. В. Алабина, победитель конкурса «Музей 4.0» представляет проект «Сохранить как…» 

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
«Добрый музей» готовится принять первых посетителей
27 июня 2024

Государственная Третьяковская галерея в партнерстве с Фондом представляет «Добрый музей»: новое инклюзивное пространство и центр обмена компетенциями

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Форум «Музейный гид – 2024» пройдет в Москве в рамках «Интермузея»
20 мая 2024

Фонд Потанина проведет ежегодный форум «Музейный гид» на площадке Международного фестиваля «Интермузей» с 23 по 25 мая

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Результаты конкурса «Индустриальный эксперимент»
18 марта 2024

Конкурс призван выявлять и продвигать лучшие практики трансформации индустриального наследия

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Результаты конкурсов «Музей 4.0» и «Креативный музей»
12 марта 2024

Они проводятся в рамках программы «Музей без границ»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Стартовали конкурсы программы «Музей без границ»
02 ноября 2023

Прием заявок до 20 декабря 2023 года

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Ольга Сашнина: «Без разницы, насколько маленький у нас музей – для фундаментальной науки размер помещения не важен»
31 августа 2023

Ольга Сашнина – автор проекта «Виртуальный маастрихт Приамурья и другие динозавры России» – победителя конкурса «Музей 4.0»

#Музей без границ