Юлия Вершинина — аспирантка СИУ РАНХиГС (СибАГС) и преподаватель кафедры менеджмента Сибирского института управления филиала РАНХиГС. В сезоне 2020/2021 Юлия стала стипендиаткой Фонда, а уже в 2022 году ее проект «Люди особого назначения» получил поддержку Фонда в конкурсе «Практики личной филантропии и альтруизма». В интервью Юлия рассказывает, как победа в конкурсе помогла реализовать один из первых проектов в области донорства костного мозга в Новосибирской области.
Юлия, в сезоне 2020/2021 вы стали стипендиаткой Фонда. Какие впечатления у вас остались от участия в конкурсе?
В институте научный руководитель рассказал о Стипендиальной программе и предложил поучаствовать. Если честно, сначала было страшно, особенно когда увидела заявку. Тем не менее я все заполнила и неожиданно прошла в финал.
Второй этап отбора продолжался около восьми часов. Это было очень познавательно, потому что все люди разные — города, университеты, образовательные программы. Несмотря на все различия, нас объединили в одну команду, где мы должны были сработаться. У нас было очень много общения, а в перерыве даже случилась небольшая дискотека, которую мы запомнили навсегда. Когда я выключила камеру, у меня было максимальное истощение, однако положительные эмоции и чувства переполняли. Я продолжила учиться и ждала результатов.
В конце февраля я каждый день обновляла группу Фонда с ожиданием результатов. Признаться, я так не волновалась даже на защите магистерской диссертации. Но, увидев свою фамилию в списке победителей, я подумала: «Получилось!»
В 2022 году ваш проект «Люди особого назначения» получил поддержку Фонда в конкурсе «Практики личной филантропии и альтруизма». Расскажите, почему выбрали эту тему, каких результатов удалось достичь?
Идея проекта у меня возникла спонтанно. В разгар пандемии в 2020 году я, как и многие событийные волонтеры, по понятным причинам лишилась возможности участвовать в очных мероприятиях. Тем не менее мне хотелось сделать что-то полезное. Совершенно случайно я наткнулась на статью о донорстве костного мозга и поняла, что у нас в стране с этим беда — доноров не хватает. Затем я вступила в специальный регистр небезразличных к этой теме людей и стала делиться информацией о донорстве в своих социальных сетях.
Кроме того, у нас в городе есть волонтерский корпус Новосибирской области, где появилась программа «Чтобы помогать, не нужен костюм супергероя». Там главными действующими лицами социальной рекламы становились обычные люди, совершающие добрые дела. Я вдохновилась и решила поучаствовать. В 2022 году у меня возникла мысль попробовать сделать такой же проект, но посвященный донорству костного мозга. Я нашла контакт исполнительного директора Сибирского регистра доноров костного мозга Екатерины Кузнецовой и связалась с ней. Мы встретились и обсудили, что можем сделать.
Как победительница стипендиального конкурса, я получила возможность подать заявку на «Практики личной филантропии и альтруизма» — и получила поддержку Фонда! Екатерина помогла найти мне героев для проекта — реальных доноров костного мозга. Кроме того, мы наладили рабочие отношения с Новосибирским научно-исследовательским институтом травматологии и ортопедии им. Я. Л. Цивьяна. Так, к команде присоединились еще два врача.
Что оказалось самым сложным в этом процессе?
Ни я, ни Екатерина прежде не имели большого опыта работы с социальной рекламой, поэтому всплыли определенные нюансы. Сначала мы думали размещаться на больших печатных баннерах, но затем поняли, что оптимальнее работать через электронные мониторы в разных частях города. Оказалось, что так и охват больше, и сильно экономнее в сравнении с печатными вариантами.
В начале февраля мы стартовали в центре города и смотрели — сработает или нет. Мне было очень приятно, когда знакомые говорили: «О, я вижу твой проект, это так классно». В таком режиме мы проработали два месяца, а потом решили охватить другие районы — это помогло расширить аудиторию.
Удалось ли достичь поставленных целей?
Важно понимать, что одной социальной рекламой не получится мгновенно снять все блоки в сознании людей по поводу донорства костного мозга. Например, многих пугает само название. Это как случай с морской свинкой — она не морская и не свинка. Так и костный мозг — не костный и не мозг. У людей есть стойкая ассоциация, что сломают кости и все заберут. Поэтому нужно очень долго и методично объяснять, что эта процедура безопасна и полезна. Идеального показателя не удалось достигнуть, но результаты нас очень порадовали.
Что бы вы порекомендовали людям, которые еще только планируют реализовать свой социально значимый проект и подать заявку на конкурс?
Во-первых, не бояться — надо всегда пробовать и пытаться. Во-вторых, важно понимать, для кого и зачем тот или иной проект. Социальные проекты нужны и важны. Помните, что даже относительно небольшие социальные инициативы могут перерасти во что-то большее и принести много пользы людям.