Назад

Музей 4.0

Конкурс «Музей 4.0» помогает сделать музей местом интересного и комфортного пребывания как для разных категорий посетителей, так и для своих сотрудников. Это единственный Конкурс в программе «Музей без границ», который предоставляет широкую палитру возможностей для реализации проектных идей.  Он проводится с 2018 года и расширяет деятельность Фонда по поддержке музейных проектов, способствующих вовлечению российских музеев в решение социально значимых задач, повышению их готовности к новым практикам в своей публичной деятельности.


Цели конкурса

  • Усиление долговременных позитивных изменений – социального эффекта – от реализации благотворительных программ Фонда
  • Поддержка устойчивой деятельности российских музеев
  • Повышение открытости российских музейных организаций к внедрению новых подходов из музейной отрасли и смежных областей
  • Формирование в музейных организациях пространства для диалога и взаимодействия разных аудиторий
  • Привнесение и совершенствование современных профессиональных стандартов в музейной деятельности

Возможности

Поддержка предоставляется юридическим лицам, осуществляющим музейную деятельность и/или деятельность по сохранению культурного наследия, на период не менее 18 и не более 24 месяцев, в виде грантов:


  • в размере до 7 млн рублей в номинациях «Новые вызовы» и «Технологии и инструменты»;
  • в размере до 5 млн рублей в номинациях «Культура участия», «Музей+театр», «Сетевые партнерства».


Кто может участвовать

В конкурсе могут принимать участие штатные сотрудники или привлеченные специалисты российских музеев и/или организаций, которые являются некоммерческими юридическими лицами, имеют в своем наименовании слово «музей» и/или осуществляют музейную деятельность согласно уставу / положению о деятельности:


o      музеев - государственных, муниципальных (казенных, бюджетных, автономных) учреждений;

o      профессиональных музейных или творческих объединений, или ассоциаций, созданных в формах некоммерческих организаций;

o      негосударственных некоммерческих организаций, в т.ч. частных (негосударственных) учреждений.


Также организации должны соответствовать всем следующим требованиям:


  • не находятся в процессе ликвидации, в отношении них не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), их деятельность не приостановлена в предусмотренном законом порядке;
  • зарегистрированы не позднее, чем за 6 месяцев до даты завершения приема заявок на конкурс;
  • являются самостоятельными некоммерческими юридическими лицами или их структурными (обособленными) подразделениями («Термины и определения»);
  • имеют один или несколько регулярно обновляемых публичных каналов коммуникации: сайт в интернете; страницы или каналы в социальных сетях.

Как подать заявку?

Прием заявок от участников конкурса производится через личные кабинеты заявителей на портале.


Количество заявок на конкурс от одной организации не ограничено, при условии, что каждую заявку представляет отдельный заявитель.


Число победителей из одной организации не квотируется.


Каждый заявитель может представить на конкурс не более одной заявки. 


Информацию о том, кто не может принять участие в конкурсе можно найти в разделе 2.2 Принципов и правил предоставления поддержки «Музей 4.0».


Оценка проектов

Все заявки проверяются на комплектность (раздел 2.3 «Подаваемые документы» Принципов и правил предоставления поддержки «Музей 4.0»), соответствие формальным критериям (раздел 2.2 «В Конкурсе не могут участвовать»), а также применение искусственного интеллекта.


Критерии оценки

Заявки


  • целостность: логичность, связность, грамотность изложения;

Заявителя


  • профессионализм и профессиональные достижения;
  • управленческие компетенции: опыт управления проектными группами/ командами; способность организовать взаимодействие с партнерами;

Проекта

 

  • соответствие целям конкурса и приоритетам тематики (направленности) проектов;
  • актуальность для организации, ее целевой аудитории, профессиональной сферы, территории;
  • риск-менеджмент: оценка командой рисков проекта и реалистичность плана по управлению ими (снижение / предотвращение рисков);
  • устойчивость: целесообразность развивать проект и его жизнеспособность после окончания поддержки, в т.ч. вклад организации и привлекаемые ресурсы;
  • реалистичность бюджета: соответствие затрат заявленным целям и результатам;
  • комплексность предлагаемых решений, технологий и методов;
  • партнерский потенциал и эффективность партнерства: участие сторонних профессионалов и организаций, из других сфер; их мотивация к участию, баланс ролей, привлекаемые ресурсы партнеров.

Команды проекта


  • профессионализм команды: опыт, профессиональные достижения, баланс компетенций для достижения заявленных результатов и обеспечения их устойчивости после завершения поддержки.

Грантовый фонд

75 млн рублей

Подробнее о конкурсе читайте в «Принципах и правилах» конкурса.


телеграм Телеграм-канал конкурса


Победители конкурса

2024 год
2023 год
2022 год
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год


График

  • Прием заявок на участие

    До 17 декабря 2024 года

     

  • Экспертиза заявок 

    До 6 марта 2025 года
  • Объявление результатов конкурса

    Не позднее 12 марта 2025 года
  • Заключение договоров гранта с победителями конкурса

    29 марта 2025 года – 29 апреля 2025 года

     


Номинации конкурса

  • Технологии и инструменты

    • Проекты по интерпретации наследия средствами современной культуры (художественными, кино-, мультимедиа и др.) и науки, актуализации коммуникационных и презентационных технологий музеев.
    • Поиск новых способов и контекстов представления музейных коллекций, в том числе с участием деятелей культуры и науки (образовательные и исследовательские организации, художники, музыканты, ученые, медиа, IT и др.).
    • Исследовательские, выставочные, мультимедийные, образовательные, маркетинговые проекты, направленные на повышение доступности музеев и актуальности их деятельности, в том числе через оснащение материально-технической базы.
    • Формирование нового языка, на котором музей говорит со своей аудиторией, включая развитие современных цифровых технологий, таких, как искусственный интеллект и цифровые финансовые активы. Применение современных цифровых технологий позволяет музеям сохранить актуальность и доступность культурного наследия.
    • Проекты, которые помогают сделать музей местом интересного и комфортного пребывания для разных категорий посетителей. Улучшение условий труда и качества рабочих мест сотрудников музеев как на уровне укрепления материально-технической базы, так и на уровне автоматизации процессов архивации и каталогизации культурных артефактов, в том числе цифровых.

  • Культура участия

    • Проекты, повышающие открытость музеев и развивающие культуру участия, благодаря которым посетитель становится другом музея и созидательным партнером его деятельности по исследованию, интерпретации и презентации наследия.
    • Проекты, в которых музей анализирует и учитывает пользовательский опыт, ценности существующих и потенциальных аудиторий, учится понимать и вовлекать их в свою деятельность, создает среду разнообразия и равных возможностей.
    • Проекты по расширению цифрового формата взаимодействия музея с аудиториями.
    • Проекты, решающие задачу по привлечению новых аудиторий, для которых музей пока находится вне сферы культурных, просветительских и досуговых предпочтений.
    • Проекты, направленные на вовлечение заинтересованных посетителей и сообществ в просветительскую и социальную работу музея.
    • Проекты по созданию и развитию волонтерских программ; организации советов и «клубов друзей» для долгосрочного развития музея, обеспечения его актуальности

  • Музей+театр

    • Проекты, актуализирующие или интерпретирующие музейные коллекции театральными средствами: спектакли, променады, перформансы, спектакли-инсталляции, театральные постановки, связанные с музейной тематикой и основанные на материалах музейных коллекций и экспозиций, исследовательских экспедиций, устных свидетельств, нематериального наследия и архивных источников.
    • Проекты по организации музейно-театральных лабораторий, включая их техническое оснащение, по обновлению программ для посетителей (сценические и перформативные практики в музее, экскурсии с элементами театрализации, создание визуального контента, интерактивные музейные программы и др.), развитию сотрудничества между музеями и театрами.
    • Проекты по объединению ресурсов и творческого потенциала музеев и театров на их площадках и в цифровой среде для более качественной и разнообразной презентации наследия.

  • Сетевые партнерства

    • Проекты по объединению ресурсов и потенциала различных участников (институций) для достижения результатов нового качества.
    • Проекты, укрепляющие статус музеев как офлайн- и цифровых центров межмузейного, межсекторного и межрегионального диалога. Проекты, в которых вокруг музеев формируются институциональные партнерства для работы в современных контекстах и решения актуальных для региона или музейной сферы задач: экспертиза, исследования, интерпретация, презентация, просветительская деятельность и др.
    • Межмузейные инициативы межмуниципального и межрегионального масштаба для профессионалов музейной сферы и/или широкой аудитории: профессиональные и тематические ассоциации и союзы специалистов, совместные туристические маршруты, передвижные и обменные выставочные проекты, лекционные, просветительские программы, конференции, школы, лаборатории, форумы, фестивали и др. Укрепление материально-технической базы, необходимое для развития таких сообществ.
    • Участие партнерских организаций (не менее двух) в данной номинации является обязательным условием.

  • Новые вызовы

    • Проекты, в которых музей действует в пространстве социальных задач, выступает инициатором положительных изменений в общественной и профессиональной среде, становится центром гостеприимства для различных групп.
    • Проекты, формулирующие актуальные социально значимые задачи (для отдельного музея, территории, социальной группы, общества) и предлагающие форматы творческого участия музея в их решении.
    • Проекты преобразования моделей работы музеев и развития музейных профессий в соответствии с требованиями времени.
    • Проекты, предлагающие использование современных цифровых технологий для расширения своей деятельности (анализ, прогнозирование и управление данными, маркетинговые исследования, автоматизация процессов и др.).
    • Проекты, благодаря которым происходит включение музея в развитие туристического потенциала территорий, культурного лидерства, меценатства. Участие в социальной адаптации различных общественных групп для улучшения качества их жизни и раскрытия их социального и творческого потенциала (в том числе в партнерстве с социальными институциями). Укрепление материально-технической базы, необходимой для развития таких программ.

Контактные лица

Оксана Фодина

директор программ, Фонд Потанина 

Софья Кондратьева

АНО «Проектная инициатива»

Новости

22 октября 2024
Фонд Потанина выпустил сборник музейных проектов

Инициативы получали поддержку Фонда в разные годы

15 октября 2024
Оксана Орачева: «Мы за то, чтобы музейные пространства были комфортными, и их команды думали об этом на каждом этапе»

В инклюзивном пространстве «Добрый музей», созданном Государственной Третьяковской галереей при поддержке Фонда, прошел митап «Новые смыслы: что дает музеям инклюзия» с участием генерального директора Фонда Оксаны Орачевой



27 августа 2024
Наш фильм о работе музеев с индустриальным наследием покажут на фестивале в Новосибирске

Показ состоится 30 августа на фестивале «Кремний»

5 июля 2024
Андрей Кочетков: «У нас накоплена большая экспертная база знаний, которая будет актуальна ближайшие лет десять»

Директор Самарского областного историко-краеведческого музея имени П. В. Алабина, победитель конкурса «Музей 4.0» представляет проект «Сохранить как…»